“ЖИВОЙ УГОЛОК” МАРИИ АРЕНДТ.

Несколько лет назад Маша Арендт устроила выставку своей графики под названием “Живой уголок” в одной из московских галерей. Стояла ранняя и холодная осень, недавно случился очередной кризис. Гостей было много, они еле помещались в крохотном зале. Почти все вошли с улицы с одинаково серьезными минами. Походили, посмотрели и забыли о внешнем мире - Машин зверинец кого-то заставил улыбнуться, а кого-то и вовсе забыть о проблемах. Птицы, крокодилы и множество рыб нарисованы на больших белых листах, точно в профиль, подробно и тщательно. Сначала они кажутся страницами из старинной книги по зоологии, красивыми и манящими окунуться детство, вспомнить себя пятилетним ребенком, украдкой разглядывающим семейную реликвию. И уже почти погрузившись в то блаженное состояние, смутно ощущаешь что-то знакомое, приглядываешься и открываешь неповторимую прелесть “Зверинца Марии Арендт”.

Формально можно считать, что “Живой уголок” открылся семь лет назад: тогда, по случаю выставки “Рыба как она есть” появился первый лист “Латимерия”. И в одночасье родилась серия, которая, возможно, будет пополняться художником всю жизнь.

Тема зверей была новой лишь отчасти: все свое отрочество Маша провела на ипподроме и бесконечные вереницы лошадей кочевали в ее тетрадках, на любом, попавшемся под руку листке бумаги. Они были столь многочисленны, а чистого пространства так мало, что изображения наслаивались друг на друга. Подобно древним фрескам. Но это было в начале творческого пути, можно сказать первый шаг. Позже, случайная детская находка становится творческим лицом художника. Графика Марии Арендт моментально узнается именно поэтому. Каждая птица, рыба или пресмыкающееся не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Сходство с иллюстрациями из Брэма мнимое.

Работы Маши напротив очень современны - только в конце ХХ века могла появиться идея симбиоза Ноева ковчега и лягушки-пипы, как ни странно это звучит. Спина каждого из персонажей “Живого уголка” населена множеством других представителей земной фауны. Возможно, здесь нет никакого тайного смысла, а лишь простое автора беспокойство о судьбе созданного им существа. Действительно, как должно быть печально бегемоту или крокодилу провести несколько веков в одиночестве. И художник своей доброй волей создает ему обширную компанию, поселяя ее в чешуйках или перьях.

***

Существует ли на свете животное менее популярное, чем крыса? Вряд ли, большинство людей единодушно считает их самыми отвратительными созданиями на Земле. Но так ли страшен черт, как его малюют? У Маши Арендт есть диптих "Любовь крыс" и "Материнство". Трогательная история семейной идиллии. "Кощунство!" - воскликнет обыватель - "Грызунам чужды возвышенные чувства, они не люди!" Он будет громко кричать и возмущаться, а нарисованные крысы безмолвно демонстрировать миру самые настоящие "человеческие" эмоции. Жесткость крысиной шерсти ассоциируется у художника со строгим геометрическим орнаментом, а крысята, как и все младенцы на свете, со всевозможными оттенками розового и фиолетового.

***

Рисование перышком подобно плетению кружев или вышиванию бисером - кропотливый труд долгими зимними вечерами. Каждый раз получается нечто уникальное. Даже рисуя заново тот же сюжет, Маша Арендт создает не копию, только авторский повтор. Тщательно прорисовывая контур и детали, она оставляет чистый фон. Для Маши фон - своеобразная нейтральная территория на которой запрещено находиться. Она старательно оберегает его неприкосновенность, никогда не позволяя мелким зверушкам выползать за границы основного изображения. Подобно тому, как люди предпочитают селиться в уже обжитых местах, превращая древние руины в фундаменты своих домов. Современный Крым, (одно из таких мест) стал ее второй родиной - она проводит там каждое лето, ощущая окружающий ее мир как повод для творчества. Каждую осень она возвращается в Москву полная новых идей, устраивает выставку, может быть две или три…

Что для нее графика? Работа? Развлечение? Непреодолимая тяга? Ни то, ни другое, ни третье и все вместе. Иногда она затмевает все остальное, в другие часы Маша почти забывает о ней. После снова вспоминает. Так что можно сказать, что искусство для нее все и ничего.

Екатерина Бубнова

Биографическая справка:

1968 г. Родилась в Москве.

1980-е г. Занятия изобразительными искусствами с бабушкой - Ариадной Арендт, известным скульптором анималистом.

1988 г. Окончила Российское художественное училище прикладного искусства.

1989-1994 г. Работала художником-дизайнером.

Первые опыты в области станковой графики и коллажа, изучение иконографии и техники вышитой древнерусской иконы, создание оригинальной авторской техники вышитой иконы.

с 1989 г. Постоянный участник художественных выставок.

с 1997 г. Член Московского Союза Художников (МСХ), секция монументального искусства.

с 1998 г. Член Международной Федерации художников ЮНЕСКО (Московское отделение).

2000 г. стажировка в Ассоциации художников Сент-Анри (Франция).

2001 г. заказные работы для храма Успения на Вражке. (Москва)

Живет и работает в Москве.

Работы находятся в собраниях российских музеев, а также в частных коллекциях Франции (Тулуза), Англии (Лондон), США (Нью-Йорк) и Канады (Торонто).

 

Выставки:

1989

Юбилейная выставка Российского художественного училища прикладного искусства. Центральный дом художника, Москва.

1995

“Женщины в искусстве”. Галерея “Усадьба”, Москва.

“Монументальное искусство”. Дом художника на Кузнецком, Москва.

“Рыба, как она есть”. Галерея “Три дома”.

1996

“Рождество”. Галерея “Усадьба”,

“Старый Новый год”. Галерея “Роза Азора”,

“Падекатр”. Центральный дом художника, Москва.

1997

“Семья Арендт”. Московский Дом скульптора.

“Семья Арендт”. Музей М.Цветаевой, Александров.

“Коктебель, Кара-Даг”. Выставочный зал “Выхино”.

Молодежная выставка. Дом художника на Кузнецком, Москва.

1998

Персональная выставка “Графика Марии Арендт”. Галерея Moscow Fine Art, Москва.

1999

“20 лет бульдозерной выставке”. Галерея “Раменки”, Москва.

“Вертеп 2000”. Галерея Гельмана, Москва.

2000

Персональная выставка “Ручная работа. Графика и иконы”. “Русская галерея на Воздвиженке”, Москва.

“Алфавит”. Галерея “Дар”, Москва.

Выставка-аукцион “Association des Artistes de Sent-Henry”, Тулуза.

“День святого Валентина”. Галерея “Проект ОГИ”, Москва.

2001

“Icons for Easter”, Athelhampton House, Лондон.

 

 

Сайт создан в системе uCoz